DICOM и видеоэндоскопия

Когда возникают вопросы при эксплуатации пакета - пишите в этот форум. Вам обязательно ответят.

DICOM и видеоэндоскопия

Сообщение alexdr » 10.09.2008 12:11

Уважаемые госопода разработчики,

прежде чем обсуждать вопросы, касающиеся особенностей работы вашего программного обеспечения (о котором так много лестных отзывов на вашем форуме) с видеоэндоскопическим оборудованием, хотелось хотя бы в общих чертах разобраться с тем, на что в конечном итоге можно расчитывать сохраняя и архивируя видеоизображение в DICOM формате. Боюсь, что больше такую консультацию получить будет негде. Итак, имеется системный видеоцентр Evis Exera Olympus CV-160. Инженеры московского представительства Olympus утверждают, что никаких цифровых преобразований в видеоцентре не происходит и на выходе можно получить лишь аналоговый видеосигнал. Это означает, что необходимо внешнее устройство, осуществляющее видеозахват. Готовых решений в России для этого Olympus не предлагает.

Вопрос первый. Известны ли вам организации, где видеоизображение, полученное из этого или подобных видеоцентров архивируется в DICOM формате с помощью вашего программного обеспечения?

Вопрос второй. Что именно можно сохранить - видеозапись определенной продолжительности в реальном масштабе времени или последовательность статичных кадров?

Вопрос третий. Насколько я понимаю, должен быть найден определенный копромис между попыткой сохранить изображения с максимальным качеством и величиной дискового пространства, требующегося для его хранения. Какова возможная максимальная продолжительность видеозаписи (если речь идет о ней)?

Вопрос четвертый. Если речь идет о видеозаписи, возможен ли ее монтаж (напр. вырезание неудачных/неинформативных частей видеозаписи) и с помощью чего именно можно осуществлять монтаж, если таковой возможен?

Вопрос пятый. Можно ли из DICOM-файлов экспортировать видеозапись в иные цифровые форматы видео, напр., в avi и т.п., и что происходит с качеством изображения при таком экспорте?

Вопрос шестой. Можете ли вы посоветовать конкретные модели устройств (плат) для осуществления видозахвата с максимально возможным сохраненным качеством изображения, получающих на входе, напр., RGB сигнал.

Большое спасибо за внимание. Заранее прошу прощения, если вопросы выглядят глупыми и непрофессиональными, отдавая отчет в том, что они, возможно, вообще не по тематике форума.
alexdr
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 10.09.2008 11:14
Откуда: Москва

Сообщение Дмитрий » 10.09.2008 20:45

>о котором так много лестных отзывов на вашем форуме

Лесть нам ни к чему. Достаточно объективности.

>Итак, имеется системный видеоцентр Evis Exera Olympus CV-160. Инженеры московского представительства Olympus утверждают, что никаких цифровых преобразований в видеоцентре не происходит и на выходе можно получить лишь аналоговый видеосигнал

Я прямо сейчас не готов овтетить, есть ли именно в Evis Exera Olympus CV-160 цифровой выход. Но могу уточнить, хотя не уверен, что мне скажут что-то другое.

Мы недавно, среди прочего, занимались интеграцией с аппаратами Olympus. Какие конркретно модели, я не могу сказать, так как непосредственно с 'железом' в Москве работали наши представители по России. Так вот, конкретно в том аппарате был цифровой выход DVI (1394).

Вообще, для всякого рода видео/кинограббинга у нас есть отдельная программа - Махаон Видеозахват. Которая, среди прочего, захватывает изображения и с этих аппаратов через порт 1394.

Кроме захвата с цифрового входа, она умеет хватать изображения и с плат захвата видео разных производителей и разных форматов изображения.

Если у аппарата действительно нет цифрового DV (Digital Video) выхода, то единственный вариант забрать с аппарата видеоинформацию - это захват обычными платами захвата видеоизображения. Почему я пишу 'обычными', я имею в виду обычный ТВ сигнал на выходе аппарата. Только не RGB (для RGB должно быть минимум 3 цветовых сигнала + 1 - синхронизация), а т.н. 'композитный' сигнал - цвет в нём закодирован скорее всего в системе PAL.

Сигнал проходит следующий тракт: захват камерой RGB сигнала - кодирование RGB в PAL. Далее в компьютере происходит обратный процесс - PAL - RGB - оцифровка. Естественно, каждое преобразование качества сигналу не добавляют, особенно аналоговые тракты, коих большинство. Тем не менее, при захвате качество получается достаточно хорошее, для диагностики вполне применимое.

В случае цифрового выхода захваченные данные могут с камеры попасть с минимальными преобразованиями фактически прямо в файл на компьютере.

>Вопрос первый. Известны ли вам организации, где видеоизображение, полученное из этого или подобных видеоцентров архивируется в DICOM формате с помощью вашего программного обеспечения?

Да, можно попробовать уточнить.

>Вопрос второй. Что именно можно сохранить - видеозапись определенной продолжительности в реальном масштабе времени или последовательность статичных кадров?

Либо то, либо другое, в зависимости от потребностей. Имеются две отдельные кнопки - покадровый захват и захват в режиме 'кино'. В режиме 'кино' можно регулировать частоту захвата (0.5 - 10 кадров в секунду), захват идёт в реальном времени. В пределах одного исселедования может быть много серий, некоторые только из отдельных кадров, некоторые - 'петлевые', либо можно, по необходимости, совмещать и то и другое в пределах серии.

>Вопрос третий. Насколько я понимаю, должен быть найден определенный копромис между попыткой сохранить изображения с максимальным качеством и величиной дискового пространства, требующегося для его хранения. Какова возможная максимальная продолжительность видеозаписи (если речь идет о ней)?

Сложно сказать - насколько объём диска позволит. Сейчас терабайтом никого особенно не удвивишь, поэтому, думаю, довольно много можно записать. Один кадр занимает 1.2-1.3 мб (если стандартный ТВ сигнал и захватывать 1:1). Т.е. на 1 ТБ войдёт немного меньше миллиона кадров. Дальше можно посчитать какие-то усредненные данные по длительности кинопетли и количества кадров в секунду.

>Вопрос четвертый. Если речь идет о видеозаписи, возможен ли ее монтаж (напр. вырезание неудачных/неинформативных частей видеозаписи) и с помощью чего именно можно осуществлять монтаж, если таковой возможен?

Полноценного монтажа, нет, но ненужные кадры можно удалить. Как при захвате кино, так и отдельных кадров.

>Вопрос пятый. Можно ли из DICOM-файлов экспортировать видеозапись в иные цифровые форматы видео, напр., в avi и т.п., и что происходит с качеством изображения при таком экспорте?

Да, станция такое умеет. Качество зависит от того, какой кодек используется при экспорте. Например, можно вообще не использовать сжатие, тогда качество не изменится совсем. Хотя при использовании, например XVID'а, доктора оценивают качество получившейся AVIшки как 'практически без изменений', при том, что объём сокращается в 30-50 раз. Опять же - объём/качество можно менять при сохранении соответствующими опциями.

>Вопрос шестой. Можете ли вы посоветовать конкретные модели устройств (плат) для осуществления видозахвата с максимально возможным сохраненным качеством изображения, получающих на входе, напр., RGB сигнал.

Мы работали уже, наверно, с десятком разных карт видеозахвата и выделить какого-то абсолютного лидера невозможно. Они все захватывали достаточно качественно. Причём качество захвата дешевых 30-50 долларовых карточек никак визуально не отличалось от захвата 200 доллоровыми картами.

Можете поставить обычную карту захавата и попробовать захватить нашим демонстрационным пакетом Makhaon PACS (см. 'скачать'). Качество сами увидите в BMP формате. В DICOM'е оно сохранится без изменений.
Дмитрий
Разработчик
 
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 17.11.2004 4:22

Сообщение alexdr » 11.09.2008 12:48

Большое спасибо, Дмитрий, за Ваш поробный и обстоятельный ответ.
Дмитрий писал(а):Так вот, конкретно в том аппарате был цифровой выход DVI (1394).

Нет, в нашем видеоцентре таких выходов нет.
Из руководства по эксплуатации:
Видеосигнал на выходе
Полный видеосигнал VBS (PAL), Y/C, RGB, возможен одновременный выход сигналов.

Дмитрий писал(а):Вообще, для всякого рода видео/кинограббинга у нас есть отдельная программа - Махаон Видеозахват.
[skipped]
Кроме захвата с цифрового входа, она умеет хватать изображения и с плат захвата видео разных производителей и разных форматов изображения.

В чем смысл использования именно Махаона Видеозахвата по сравнению, скажем, с софтом, прилагаемым к платам видозахвата?
Дмитрий писал(а):Если у аппарата действительно нет цифрового DV (Digital Video) выхода

Его действительно нет.
Дмитрий писал(а):Только не RGB (для RGB должно быть минимум 3 цветовых сигнала + 1 - синхронизация), а т.н. 'композитный' сигнал - цвет в нём закодирован скорее всего в системе PAL.
Я не совсем понял эту фразу. Там есть и композитный сигнал, есть и RGB с синхронизацией. Исходя из Ваших пояснений о прохождении тракта видеосигналом, при подаче на плату видеозахвата RGB с синхронизацией мы можем миновать процесс кодирования RGB в PAL и обратно, т.е. избежать на этих преобразованиях потерю качества. Я не прав? Вот только какие платы это умеют делать, не могли бы Вы подсказать для примера какие-нибудь конкретные модели?
Дмитрий писал(а):В режиме 'кино' можно регулировать частоту захвата (0.5 - 10 кадров в секунду), захват идёт в реальном времени.
На самом деле имеются две задачи - 1-е, хранить видео в DICOM формате и тут Вы все прояснили, и 2-е, использовать видеосъемку для демонстраций учебных фильмов и т.п., возможно монтируя с "обычным" изображением, полученным с помощью DV видеокамеры с помощью, скажем Adobe Premier (avi-файлы). Это означает, что оцифровка на выходе платы должна быть и в DV формате, который потом можно программно сжать в любой другой. Тогда частота захвата 10 кадров/сек представляется малоприемлемой. Сейчас я не обладаю информацией о наличии технических ограничений, делающих осуществление такой идеи невозможной. Я не прав?
Дмитрий писал(а):В пределах одного исселедования может быть много серий, некоторые только из отдельных кадров, некоторые - 'петлевые'
Что такое "петлевые" серии?
Дмитрий писал(а):Полноценного монтажа, нет, но ненужные кадры можно удалить. Как при захвате кино, так и отдельных кадров.
О том, какой монтаж желателен я написал выше. Понятно, что его придется делать не с помощью Махаона. А то, что можно в DICOM-файлах убрать неудачные фрагменты - это очень приятно.
Еще раз большое спасибо за внимание к моим вопросам.
alexdr
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 10.09.2008 11:14
Откуда: Москва

Сообщение Дмитрий » 11.09.2008 19:09

>Нет, в нашем видеоцентре таких выходов нет.

Тогда остаётся только захват через оцифровку аналоговых сигналов.

>В чем смысл использования именно Махаона Видеозахвата по сравнению, скажем, с софтом, прилагаемым к платам видозахвата?

В том, что на выходе получается стандартный DICOM формат + работа с базой (она может одна у захвата и станции, либо могут быть разные). DICOM и база автоматически предполагает передачу по сети, запись на диски, каталогизацию, печать на разных носителях, архивацию и прочее. Если достаточно простого сохранения в AVI или в BMP - то достаточно использования обычного софта видеозахвата.

>Я не совсем понял эту фразу. Там есть и композитный сигнал, есть и RGB с синхронизацией.

Имелось в виду, что RGB и PAL - разные сигналы.

>Исходя из Ваших пояснений о прохождении тракта видеосигналом, при подаче на плату видеозахвата RGB с синхронизацией мы можем миновать процесс кодирования RGB в PAL и обратно, т.е. избежать на этих преобразованиях потерю качества

Да, именно так.

>Вот только какие платы это умеют делать, не могли бы Вы подсказать для примера какие-нибудь конкретные модели?

Мне такие неизвестны. Все, с которыми сталкивались, которые захватывают стандартное ТВ видео, работали через композитный вход или S-Video. S-Video - более качественный формат передачи видеопотока, чем обычное видео.

Возможно, такие устройства и существуют, но мало распространены. А значит будут дороже на 2-3 порядка и, скорее всего, с нестандартным программным интерфейсом, и так просто подключить её будет невозможно.

> Тогда частота захвата 10 кадров/сек представляется малоприемлемой.

Для второй задачи, мне кажется, будет лучше использовать стороннее ПО, которое бы занималось и монтажом. Так как гонять полные видеопотоки через DICOM будет занимать много времени.

>Что такое "петлевые" серии?

Имелись в виду т.н. кинопетли - серии из последовательных снимков, которые при воспроизведении деают режим 'кино'.
Дмитрий
Разработчик
 
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 17.11.2004 4:22

Сообщение alexdr » 12.09.2008 11:26

Большое спасибо, Дмитрий.

Ваши ответы очень помогли мне определиться в каком направлении следует двигаться дальше. Дай нам Бог поскорее решить все технические проблемы и иметь возможность подробно ознакомиться в Вашим программным комплексом.. :) Удачи Вам и всей команде в Вашем таком нужном деле.
alexdr
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 10.09.2008 11:14
Откуда: Москва


Вернуться в Поддержка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron